КРЫМ

"Хизб ут-Тахрир" не угрожает национальной безопасности Украины - эксперт. УКРИНФОРМ

0

На прошлой неделе украинское информационное пространство пестрило заголовками типа "исламисты в Крыму хотят халифата". Примерно такой была реакция на митинг, проведенный в Симферополе сторонниками исламистской партии "Хизб ут-Тахрир", признанной в некоторых странах террористической организацией. Действительно ли в Крыму существует "исламистский монстр", о каком халифате говорится и какие особенности исламской жизни Крыма и Украины в целом, в эксклюзивном интервью Укринформу рассказал исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

- После проведения в Крыму акции "Хизб ут-Тахрир" многие СМИ заговорили, что в Украине "проспали" халифат? Что Вы думаете по этому поводу?

 - Акция, проведенная в Симферополе сторонниками исламистской партии "Хизб ут-Тахрир", проходит каждый год. Она посвящена очередной годовщине распада халифата. То есть, это их традиционный циклический запад. Мирное собрание граждан по существу не может нести угрозу, ведь люди собрались, чтобы выразить свою точку зрения.

 Разговоры о восстановлении чего-то вроде халифата не должны никого пугать. У нас есть государство, соответствующие институты, и если какие-то законы будут нарушаться, то будет и соответствующая реакция. В Украине, как в правовом государстве, действуют принципы презумпции невиновности, свобода собраний и выражения мнений. Если участники этих собраний не нарушают прав других людей, не идут вразрез Уголовному кодексу, они вольны делать все для реализации своих идей.

- Как, по Вашему мнению, согласуются призывы к восстановлению халифата с государственным устройством Украины?

 - По моему убеждению, здесь скорее речь идет о неком духовном пространстве, а не наднациональном территориальном образовании. В свое время халиф олицетворял собой центр принятия решений и был для правоверных мусульман источником знаний и власти. Впрочем, после падения Османской империи и возникновение на ее развалинах Турецкой Республики, этот институт был отменен светской властью страны.

 С тех пор сторонники халифата отмечают этот день как траур, предпочитая вернуться к временам, которые кажутся им золотым веком. Это ностальгия и тоска о былом величии. Что-то вроде того, как коммунисты хотят построить коммунизм и восстановить СССР.

- Во многих странах, в том числе соседней России, а также Германии, деятельность партии "Хизб ут-Тахрир" запрещена. Стоит ли Украине учесть этот пример?

 - "Хизб ут-Тахрир" запрещена только в сугубо авторитарных странах. Относительно Германии, то там она запрещена только в контексте антисемитизма. В других странах партия действует абсолютно легально. По моему мнению, государству должно вмешиваться и применять запреты лишь в случае реальных угроз национальной безопасности. Со времени появления "Хизб ут-Тахрир" в Украине вопрос о запрете поднимался неоднократно, однако оснований преследовать эту группу так и не нашли. Действительно, нельзя же запретить рассказы о халифат. Более того, преследование членов этой группы может привести к выделению экстремистской части, их виктимизации, о чем свидетельствуют плохие примеры соседних стран.

 К тому же следует понимать, что разговоры запрете "Хизб ут-Тахрир" используются, в том числе, функционерами этой исламистской партии. Мол, посмотрите: нас преследуют, мы такие бедные и несчастные. По большому счету, если оставить их в покое, максимум, на что они будут способны, - проводить ежегодные поминки по халифату. Зачем им делать лишнюю рекламу?

 Часто название "Хизб ут-Тахрир" используется как бренд, чтобы повысить свое реноме и социальный капитал. Эти ребята, наконец, могли назваться, например, "Ассоциацией ребят-читателей Корана", но кому в таком виде они будут интересным. А здесь можно назваться "Хизб ут-Тахрир" - партией со скандальной историей, и о тебе все пишут, ты представляет определенный интерес. Это такой маркетинговый ход. Примитивный, но действенный.

- То есть, фактически, речь идет о внутренней конкуренции, в том числе политической?

 - Да. Как только есть разные интересы внутри одного сообщества, то всегда будет конкуренция между различными группами. "Хизб ут-Тахрир" постоянно апеллирует к исламской традиции, пытаясь доказать, что их группа является единственно правильной. Апелляция к религии, как констатация своей правоты, в таком случае является частью политической манипуляции для мобилизации своих сторонников и разоружения оппонентов. Хотя, как известно, религия - не лучший инструмент политической борьбы. Впрочем, главное, чтобы эта конкуренция происходила мирно и по всем признанным правилам. В этом процессе государству следует выступать в роли мудрого посредника, а не карающего органа.

 Само по себе наличие различных групп с разной идеологией не несет угроз, однако это создает дополнительное напряжение внутри крымско-татарского народа, повышая градус конкуренции. Это, собственно, может негативно повлиять на процессы, происходящие на полуострове, особенно избирательные.

-Каково соотношение сторонников различных исламских групп в Крыму?

 - Безусловно, доминирующим является традиционный ислам, который представлен Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК). Параллельно существуют другие небольшие автономные группы, которые исповедуют или ислам салафитского толка, или, представляют группы, аффилированные с "Хизб ут-Тахрир". Но я бы сказал, что они не распространены в Крыму, а больше присутствуют в публичном пространстве из-за своей шумности. Касательно сторонников "Хизб ут-Тахрир", то, по разным данным, их количество колеблется в пределах до 1000 человек.

 Заметна также и деятельность всеукраинской ассоциации "Ар-Раид", идеологически и финансово связанной с международной ассоциацией "Братьев-мусульман".

 Активно конкурирует с ДУМК за влияние на крымско-татарское сообщество Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) во главе с шейхом Ахмедом Тамимом, исповедующим идеи хабашитов. При этом, это противостояние наиболее очевидно, и конкуренция между ними порождает часто еще большее напряжение, чем противостояние между традиционным муфтиятом ДУМК и "Хизб ут-Тахрир" или салафитами.

- Если подытожить, присущий ли крымско-татарской общине религиозный экстремизм, как об этом пишут некоторые СМИ?

 - По моему убеждению, крымско-татарскому народу вообще не свойственен экстремизм. С самого начала, с тех пор, когда крымские татары боролись за свое возвращение на полуостров, борьба велась мирными методами. Можно сказать, что использование мирных средств борьбы без проявлений экстремизма стала привычкой, которая укоренилась в крымско-татарском обществе. И это является хорошей гарантией, что процессы там развиваются именно таким путем, а не радикальными методами.

 Василий Короткий, КИЕВ. 17 июня 2013.

20
Погода
Погода в Симферополе

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus proIT weblog.com.ua