КРЫМ

Айдер Исмаилов: За связь с сектантами мы изгнали 12 имамов

Айдер Исмаилов: За связь с сектантами мы изгнали 12 имамов

0

Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте. Насколько это опасно для Крыма? Как на полуострове оказалось два муфтия? Сколько имамов были изгнаны из мечетей в прошлом году? И когда крымские мусульмане смогут получать духовное образование в Симферополе? Обо всем этом заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов рассказал в интервью сайту «Крым.Комментарии».

«Кk:» В разгар революции в Египте глава исполкома Всероссийского муфтията Мухаммедгали Хузин заявил, что события в Египте и Тунисе обнажили одну из серьезных проблем мусульманского мира: религиозные вузы этих стран перестали быть всемирной кузницей кадров для умеренного ислама и превратились в площадку ваххабитов. Насколько это опасно для Крыма?

АИ Это субъективное мнение и это взгляд на проблему из России. У них эта тема актуальна: периодически совершаются теракты, есть горячие точки на Кавказе. Поэтому это для них актуальный вопрос.

К счастью, в Украине такого нет. Это в России свободно распространяются труды, например, течения «Братья-мусульмане». Оно есть в Египте и представляет собой активное политическое движение. Наряду с этим в России запрещена такая литература, как сочинения Бедиузамана Саида Нурси, хотя совет муфтиев России и другие духовные управления и мусульманские организации дали экспертную оценку, что в этих трудах не содержится ничего, что порождало бы вражду или какие-то радикальные мысли. Поэтому если запрещается распространение традиционного ислама, которое, по мнению тех же уважаемых деятелей управления мусульман, не несет никакой опасности, этот вакуум заполняется вот такими источниками.

«Кk:» А у нас запрещена подобная литература?

АИ У нас пока что такого запрета нет, к счастью. Я имею в виду труды признанных мусульманских богословов, например, Саида Мурси. Это нормальная литература. В то же время, например, в России заключили под стражу генерального директора издательства «Сад», ему предъявлено обвинение. Хотя у нас есть эти книги, и в них ничего такого радикального нет.

Главная проблема в другом - у нас слишком много свободы. Например, свободно издается газета «Возрождение», которая, как знают все, в том числе и рескомитет по делам религий, принадлежит религиозно-политической партии Хизб ут-Тахрир, которая запрещена и в России, и во многих мусульманских странах. Я бы даже назвал ее сектой, потому что партией, по сути дела, она не является, и по закону Украины в том числе. Свободно распространяется литература ваххабитского толка…

«Кk:» Она подпольно распространяется?

АИ Конечно. Несколько лет назад даже на митинге 18 мая раздавали. Мы изъяли и воспрепятствовали раздаче, но сколько они успели раздать до того как нам это сообщили, неизвестно. Потом мы, конечно, соответствующее заявление сделали, объяснили, что эти книги ошибочные. Но за этим должны следить другие структуры.

«Кk:» Откуда эта литература поступает в Крым?

АИ Это сложный вопрос. Конспирация очень сильная, как у Хизб ут-Тахрира, так и у других течений, в том числе и откуда поступают финансы. Все это у них держится в секрете.

«Кk:» Помимо Хизб ут-Тахрир, какие еще секты представляют угрозу традиционному исламу в Крыму?

АИ У тюркских народов очень трепетное отношение к своим традициям, к праотцам. И поэтому когда человек подходит к людям и говорит: «Я защитник народных традиций», - ему открываются все двери, и сердечные в том числе. И это самое опасное. В данном контексте я имею в виду такое течение или секту, как хабашизм. Почему называю это сектой? Потому что все, которые противопоставляют себя большинству, отделяются от общепринятого мнения, являются сектой по определению. ВУкраине эта секта представлена председателем «Духовного управления мусульман Украины» Ахмедом Тамимом. Они эту связь не отрицают и в журнале «Минарет», который издается ДУМУ. Кстати, недавно его филиал зарегистрировался в Крыму.

«Кk:» В Симферополе?

АИ Да, у нас в Симферополе. 14 декабря 2010 года его зарегистрировал Госкомнац, а уже 15-го госкомитет существовать перестал. Его название - Духовный центр мусульман Крыма, его глава или, как он себя называет, муфтий - Ридван Велиев. Он, кстати, недавно выступал по телевидению, поздравлял с днем рождения пророка Мухаммеда. Нас не было, мы были в командировке. И, воспользовавшись нашим отъездом, он вышел и объявил себя муфтием Крыма. Какое он имеет на это право, это, конечно, большой вопрос. Мы это просто так не оставим.

Эти люди заявляют, что они блюстители народных традиций. Но, во-первых, как может ливанец ратовать или беспокоиться о возрождении традиций крымских татар, о которых он вообще ничего не знал до последнего времени? И как он может позиционировать себя как муфтий мусульман Украины, когда муфтий должен быть выходцем из этих земель.

Во-вторых, они говорят, что борются с радикализмом, вахабизмом, с Хизб ут-Тахрир, а на самом деле они просто создают образ врага, чтобы укорениться на территории Крыма. Они борются с ним, потому что если бороться не будут, то, получается, они здесь и не нужны, потому что здесь есть мы. Это своего рода пиар, попытка заручиться поддержкой госструктур. Доходит до того, что они заявляют, например, что в горах, лесах Крыма есть какие-то отряды по подготовке боевиков. Но даже Служба безопасности Украины их останавливает: мол, мы понимаем, что вы делаете пиар, но не настолько.

Идет борьба за людей, хотя нам она не нужна. Духовное управление мусульман Крыма создано ветеранами национального движения в 1991 году. 20 лет мы работаем, государство нас принимает.

Но при этом нас возмущает тот факт, что некто может объявить себя муфтием Крыма и мусульман Крыма и государственные органы это воспринимают и регистрируют.

К тому же, мы не уверены что все общины, кстати, автономные мусульманские общины, которые вошли в состав этого новоиспеченного центра имеют юридический статус и вообще зарегистрированы. Я даже скажу больше: по нашим данным, зарегистрированы в республиканском комитете по делам национальностей и религий только 7 из них.

«Кk:» А у мусульман нет высшего органа, который мог бы навести порядок?

АИ Есть советы, съезды ученых. Они могут принять решение, но они не могут ликвидировать подобные секты, организации или деструктивные течения. Они действуют на основании законодательства тех стран, на территории которых они есть. Так что это, скажем так, внутренний вопрос страны.

Например, если это мусульманская страна, как Турция, то, конечно, там регулируется этот вопрос, у них есть департамент по делам религий. Он работает, имеет силу, бюджет, и государство, конечно, это контролирует. А у нас в Украине к нашему слову не прислушиваются. За советом не обращаются тоже.

«Кk:» Продолжается ли рост числа сторонников ваххабитов, хизбов?

АИ Наверное, можно сказать, что продолжается, но не так сильно по сравнению с предыдущими годами. Я думаю, здесь присутствует психологический фактор. Есть определенный контингент людей, которые могут быть завлечены в сети этих сект: их характер, психология располагают к восприятию каких-то радикальных или маргинальных мыслей. Но количество таких людей в обществе ограничено. Поэтому эти секты разовьются до определенного момента, и начнется тенденция уменьшения их сторонников.

«Кk:» Кто чаще всего попадает в их сети?

АИ Это в основном молодые люди. У них нет жизненного опыта, они не знают все эти политические игры и плохо разбираются в жизненных ситуациях. Также они эмоциональны. А, как известно, ядром всех революций были молодые. Их легко завлечь куда-то. Помимо этого, очень большой процент людей психологически не уравновешенных, или у которых есть какие-то проблемы, конфликтные ситуации с родителями, с женой, с детьми...

«Кk:» Есть факты завлечения в мусульманские секты славян?

АИ Есть, среди новообращенов, то есть славян, которые приняли ислам и сразу пошли в секту. Есть такие факты, но они единичные.

«Кk:» На какие регионы в Крыму обращен взор сектантов?

АИ Хабашизм – это Евпатория и Бахчисарай. Ваххабизм – наверное, больше Бахчисарай, Симферополь. Хабашиты работают в более отдаленных регионах, в селах, удаленных от райцентров. У нас, к сожалению, такой возможности нет, то есть не так мы общаемся с отдаленными деревнями, селами. Помимо этого, не всегда у нас есть возможность выступать на каналах, которые показывают везде, например, Интер, 1+1. Там очень высокая плата, за религиозную передачу они просят как за рекламу. Поэтому мы выступаем на ГТРК «Крым», нашем национальном канале АТР. К сожалению, они показывают не везде, то есть в отдаленных селениях люди не имеют возможности смотреть эти каналы. Поэтому они читают газеты «Мираз», «Минарет», «Возрождение», хотя постоянно по телевидению объясняется, что это за газеты, какие есть секты и т.д.

«Кk:» Имели ли место в прошлом году переходы имамов в секты?

АИ Был один неприятный инцидент. По окончанию месяца рамазан у нас повсеместно проводится праздничная молитва. И эту праздничную молитву 12 имамов провели не в тот день, который был назначен и объявлен Духовным управлением мусульман Крыма. К сожалению, имамы сделали это под влиянием сект, которые ориентируются на арабские страны. По решению совета имамов ДУМК они были отстранены от занимаемых должностей.

«Кk:» Это случилось в сельских регионах?

АИ Да. Не в центральных мечетях.

«Кk:» Где получают духовное образование будущие ваххабиты?

АИ Это Ливан и Саудовская Аравия.

«Кk:» Они выезжают на учебу или могут обучаться здесь посредством литературы?

АИ Это еще один проблемный момент. Они выезжают на учебу за рубеж без ведома ДУМК. При этом они получают визу в консульствах и посольствах соответствующих государств, которые есть у нас на территории Украины, проходят соответствующую регистрацию на границе и т.д. Целесообразно было бы затребовать у этих людей ходатайственное письмо от ДУМК, ведь они выезжают с нашей территории, которая находится под нашим каноническим подчинением, а потом возвращаются и создают нам проблемы. Решить этот вопрос должно государство.

Помимо тех, кто выезжает на учебу за границу, в Крыму распространением подобных религиозных взглядов занимаются студенты, которые приезжают учиться, например, на медицинский факультет, иностранных языков и т.д.

«Кk:» Получается, их специально сюда засылают?

АИ Возможно все, мы не исключаем такой момент. Это вполне вероятно. Но при этом нужно учитывать, что студенты из арабских стран, которые приехали учиться медицине или там еще чему-то, не являются специалистами в религии. Возможно, они выполняют пятикратный намаз, придерживаются канонов… Но быть специалистом - это совершенно другое. К тому же, они не имеют права преподавать здесь религию. Так что это должно выявляться и, соответственно, пресекаться.

«Кk:» Какие университеты за рубежом пользуются вашим доверием?

АИ В основном мы направляем на учебу в Турцию. Кстати, замечу, я не имею ни одного факта приверженности, например, к партии Хазб ут-Тахрир или же ваххабитам, хабашитам человека, закончившего высшее духовное учебное заведение в Турции. К сожалению, к каким-то маргинальным течениям и мыслям склоняются больше люди, которые закончили высшие духовные учебные заведения в арабских странах. Из арабских стран, я могу разве что выделить Ливию как страну, где более-менее за этим следят. Ей в отличие от других арабских стран можно доверять. Но опять-таки это относительно.

«Кk:» А сколько крымчан выезжают на учебу в духовные заведения Турции в год?

АИ Обычно 3-4, максимум 5.

«Кk:» Это не мало?

АИ Если бы они все учились по-человечески, возвращались и служили своему народу, своей родине, то этого было бы достаточно. К сожалению, они не все возвращаются обратно. Кое-кто бросает университет, не вытягивает. Да, с этим есть проблема. Главная наша проблема - кадровая, кадры решают все.

Мы намереваемся открыть на базе Крымского инженерно-педагогического университета факультет или кафедру для получения высшего духовного образования именно в Крыму. Сейчас идет соответствующая работа КГИПУ с ДУМК. Конечно, с государственными органами это все будет согласовано.

«Кk:» Когда планируете такой факультет открыть?

АИ В этом году точно нет. На следующий год хотелось бы, но ничего конкретно сказать нельзя.

«Кk:» Ваша программа по борьбе с сектантами «Ислах» уже дала какие-то результаты?

АИ Мы запустили ее недавно. Прежде всего, она предусматривает сбор информации. Эту информацию мы будем использовать, как решит совет. Будем анализировать ее, делать прогнозы, думать, как мы можем обезопасить народ.

К сожалению, люди не склонны афишировать свои внутрисемейные проблемы. Но в данном случае мы говорим о будущем целого народа и о стабильности в обществе. Поэтому людям нужно перестать покрывать своих сыновей, внуков, племянников и открыто заявить о проблеме. Ведь она будет расти, переходить в другие семьи и может привести к тому, что их родной человек совершит какое-то противозаконное действие. Это может быть драка, какое-то насилие на радикальной или экстремисткой почве.

Полученную информацию мы не собираемся афишировать, разглашать чьи-то внутрисемейные секреты.

«Кk:» Вы сотрудничаете в этом плане с СБУ?

АИ Нет, поддержку они нам не оказывают, и в этом мы с ними не сотрудничаем.

Каждый выполняет свою функцию. Мы заботимся о будущем мусульман Крыма, об их целостности, чтобы их не разделяли на различные секты.
7118
Погода
Погода в Симферополе

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus proIT weblog.com.ua